Личностные аспекты эмоциональной сферы у больных репродуктивного возраста после противоопухолевого лечения
1Б.А.Ясько, 2Л.В.Покуль, 3А.Н.Шехова
1Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар
2Краснодарский краевой клинический онкологический диспансер
3Адыгейский филиал Кубанского государственного медицинского университета, Майкоп
Заболевания репродуктивной системы, приводящие к развитию постовариоэктомического синдрома (ПОЭС), оказывают системное воздействие на организм женщины. Глубокие изменения происходят не только в системах жизнеобеспечения, но, что существенно для процесса диагностики и ведения больных этого нозологического профиля, происходит перестройка психологических, личностных состояний и свойств. Отдельный интерес представляют, на наш взгляд, шаги, предпринимаемые в последнее время в изучении феномена комплаенса, подтверждением чего можно рассматривать исследование И.И. Бондарчукс и В.П. Малыгина [1]. На выборке больных отоларингологического профиля авторы установили, что комплаенс формируется под влиянием целого комплекса факторов как возрастных, так и личностно-типологических.
Надо признать, что значимость коммуникаций «врач-пациент» отмечается во многих работах [2-5]. В исследовании, проведенном на базе Ярославской госмедакадемии [2], установлена связь эффективности лечения стационарных больных с некоторыми личностными характеристиками их лечащих врачей, по оценке пациентов.
Гинекологическое исследование, несмотря на самые различные инструментальные возможности, требует глубокого доверия к врачу, отмечает один из основоположников психологии лечебного процесса И. Харди [3]. Описано, что спецификой взаимодействия врача-гинеколога с пациенткой являются: феномен веры врачу; вербальная доступность профессиональной медицинской лексики; владение врачом навыками «триады Роджерса», т. е. способностями эмпатии, акцептации, аутентичности [3, 5]. С учетом выраженности копинг-ресурса поиска социальной поддержки в среде пациентов данный вывод усиливает значимость наполнения конкретным содержанием понятия комплаенса, в частности, в структуре взаимодействия «врач-гинеколог – постовариоэктомическая больная».
Цель работы – выявление влияния ПОЭС у больных с раком шейки и тела матки репродуктивного возраста после противоопухолевого лечения на отношение к процессу лечения.
Материалы и методы
В работе представлены результаты исследования 502 женщин в состоянии тотальной гистеровариоэктомии и химио-лучевой супрессии яичников. Исследование проводилось по специально разработанной комплексной анкете, соответствующей этическим принципам, предъявляемым Хельсинкской Декларацией Всемирной Медицинской Ассоциации (World Medical Association Declaration of Helsinki) от 1964 года, дополненной в 1975, 1983, 1989 и 2000 гг.; основам законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан, правил проведения клинической практики в РФ», приказом МЗ РФ № 266 от 19.07.03 г.; приказом Росздравнадзора № 2325-Пр/06 от 17.10.06 г.).
Все пациентки были разделены на 4 группы:
I (n=150) – больные раком шейки матки T1aN0M0 и тела матки T1aN0M0 репродуктивного возраста после хирургического лечения в объеме простой и расширенной гистеровариоэктомии;
II (n=157) – больные раком шейки матки T1аb-2N0M0 и тела матки T1b-2bN0-1M0 репродуктивного возраста после комбинированного и комплексного противоопухолевого лечения;
III (n=117) – больные раком шейки матки T2b-T3bNxM0 репродуктивного возраста после сочетанной лучевой терапии;
IV группа сравнения (n=78) – больные репродуктивного возраста с доброкачественными опухолями внутренних гениталий после хирургического лечения в объеме тотальной гистеровариоэктомии.
Во всех обследуемых группах проведено анкетирование на выявление уровня комплаенса (compliance) – согласия пациента следовать указаниям врача. Анкета разработана нами в соответствии с требованиями к психодиагностическим вопросникам. В нее включены восемь вопросов, утверждений и дифференцированных заданий. Для каждого пункта анкеты предусмотрены два варианта ответов, отражающих две основные шкалы, предполагающие высокий (шкала 1) или низкий (шкала 2) уровни комплаенса (табл. 1-3). Суммарный балл по результатам опроса интерпретировался как показатель одного из трех выделенных диагностических уровней комплаенса: высокий, средний, низкий.
Результаты и обсуждение
Уровень комплаенса, исследованный с применением специально разработанной анкеты, в целом по совокупной выборке представлен средним уровнем: М = 7,14 (σ=2,86). Более всего обнаруживают потребность в профессиональной поддержке лечащего врача пациенты группы III после сочетанного лучевого лечения рака шейки матки, где среднее значение результатов опроса соответствует высокому уровню комплаенса, т. е. более чем 9 баллам: М=9,4 (σ=2,39) (табл. 4).
Анализ, проведенный с применением t-критерия Стьюдента, демонстрирует достоверное преобладание личностной открытости и доверия врачу в группах II и III по сравнению с группами I и IV (рДалее был проведен анализ распределения пациенток каждой группы по уровням выраженности комплаенса. Установлено, что высокий уровень наиболее свойственен женщинам группы III: 68,4% опрошенных против 20,6% в группе I; 49,7% – в группе II и 26,9% – в группе IV. Сравнение долей представленности высокого уровня в группах обнаруживает достоверное преобладание этого состояния комплаенса в группе III (во всех сравнениях φj*эмп.> jφ*кр., т. е. различия находятся в зоне статистической значимости).
В то же время сравнение долей выраженности низких показателей свидетельствует о преобладании этого свойства комплаенса в группах I, II и IV относительно группы III (во всех сравнениях φφj*эмп.> φφj*кр., т. е. различия находятся в зоне статистической значимости) (рисунок).
Выявленные личностные особенности имеют специфическое сочетание с показателем комплаенса, который рассматривается в литературе как согласие пациента следовать указаниям врача, доверие врачу [1, 3]. Установлено, что более всего обнаруживают потребность в профессиональной поддержке лечащего врача пациенты группы III, где среднее значение результатов опроса соответствует высокому уровню комплаенса. Можно отметить один фактор, негативно влияющий на эффективность коммуникации «врач – пациент» в этой среде больных: они склонны считать, что «для успешной борьбы с болезнью надо все о ней знать».
Интерпретируя результаты проведенного исследования, надо отметить следующее. Отрицательно влияет на формирование комплаенса у пациентов I и IV групп недобросовестность в выполнении всех врачебных предписаний, использование для лечения советов знакомых и друзей, рецептов из СМИ, стремление самостоятельно искать пути выздоровления, личностная расположенность и доверие врачу зрелого возраста. Названные особенности поведения в коммуникации «врач – пациент» снижают уровень комплаенса, что и отражено в среднегрупповых показателях: в группах I и IV диагностировано преобладание средненизкого уровня комплаенса.
Для пациенток группы II исключительное значение имеет компонент восприятия врача: они чувствуют себя значительно увереннее, когда врач своим оптимизмом вселяет в них уверенность в выздоровлении. Большая часть респондентов этой группы выделили как значимый пункт анкеты «У врача должно быть всегда хорошее настроение».
Учет выделенных особенностей личностной сферы пациенток с ПОЭС может способствовать в каждом индивидуальном случае повышению успешности клинического процесса.
Литература
1. Бондарчукс И.И., Малыгин В.П. Характерологические свойства больных как факторы формирования уровня комплайнса. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. Казань, 2008; 1: 136-137.
2. Коршунов Н.И., Филатова Ю.С., Яльцева Н.В., Речкина Е.В. Оценка больным некоторых личностных качеств ревматолога и эффективность терапии // Научно-практическая ревматология. 2007; 3: 77-80.
3. Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными: 4-е изд. Будапешт, 1981; 286.
4. Чазова А.А. Копинг-поведение врача и больного в процессе преодоления болезни : автореф. дис. … д-ра псих. наук. СПб., 1998; 47.
5. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Ростов н/Д. 2005; 304.