ТРУДНЫЙ ПАЦИЕНТ
журнал для врачей
  • Текущий номер
  • О журнале
  • Вебинары
  • Новости партнеров
  • Рекламодателям
  • Авторам
  • Анонсы
  • Разное

Психосоциальная реабилитация подростков со школьной дезадаптацией в форме систематических пропусков занятий

Номер журнала: январь 2010 

В.Ю. Андреюк1, А.Б. Холмогорова2

1Государственное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Консультативно – диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков», Нижний Новгород
2Лаборатория клинической психологии и психотерапии ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

РЕЗЮМЕ
Приводятся данные комплексного исследования факторов возникновения и развития школьной дезадаптации в форме систематических пропусков занятий. У 76 % подростков, уклоняющихся от учёбы, выявлены психопатологические расстройства; у всех пропускающих занятия отмечена достоверно худшая успеваемость. Описана программа психосоциальной реабилитации, разработанная с учётом выявленных факторов. Приводится оценка эффективности проведённой программы на основе динамического анализа выявленных нарушений. После проведения психопрофилактической программы констатированы уменьшение количества прогулов, снижение эмоциональных расстройств.

Ключевые слова: школьная дезадаптация; систематические пропуски занятий, «истинные прогульщики», «группа риска»; программа психосоциальной реабилитации.

Школьная дезадаптация в форме уклонения от учёбы и систематических пропусков занятий, вплоть до полного отказа от посещения школы, значительно распространена во всём мире [13-15]. Как показывает практический опыт работы с такими подростками и данные исследований отечественных и зарубежных авторов, большинство из этих подростков отличаются определёнными психологическими особенностями и имеют психические отклонения, которые при отсутствии адекватных психопрофилактических и лечебно-коррекционных мероприятий часто приводят к психическим расстройствам и нарушению социальной адаптации [1-8, 10, 12]. Между тем в отечественной литературе практически отсутствуют работы по методам профилактики и коррекции такой уже достаточно выраженной формы школьной дезадаптации, как школьные прогулы. Таким образом, изучение психопатологических особенностей, разработка и внедрение принципиально новой программы психосоциальной реабилитации пропускающих занятия школьников, с учётом рекомендаций зарубежных специалистов и особенностей микросоциальных условий и системы образования нашей страны, представляет важную практическую и теоретическую значимость.
Цель исследования: комплексный анализ факторов возникновения и развития школьной дезадаптации в форме систематических пропусков занятий; разработка программы психосоциальной реабилитации с учётом выявленных факторов; оценка эффективности проведённой программы на основе динамического анализа выявленных нарушений.
Задачи исследования:

1. Клинико-психологический анализ особенностей психического состояния подростков, уклоняющихся от учёбы.
2. Изучение микросоциальных (средовых) и психологических (особенностей личности, поведения и эмоционального состояния подростков) факторов школьной дезадаптации в форме систематических пропусков занятий.
3. Сравнительный анализ группы подростков с систематическими прогулами и контрольной группы учащихся, регулярно посещающих школу.
4. Апробация программы психосоциальной реабилитации, построенной с учётом выявленных особенностей подросткового контингента.
5. Изучение динамики показателей школьной дезадаптации в ходе реализации программы психосоциальной реабилитации и оценка её эффективности.

Объект исследования: учащиеся среднего звена общеобразовательной школы со школьной дезадаптацией в виде систематических пропусков занятий; динамика школьной адаптации в ходе проведения программы психосоциальной реабилитации.
Критерии отбора детей и подростков для исследования:

• наличие пропусков занятий без уважительных причин продолжительностью три и более дней подряд;
• возраст от 11 до 15 лет.

Были обследованы учащиеся среднего звена двух общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода.
В экспериментальной школе обследованы 621 человек – 310 мальчиков, 311 девочек; средний возраст обследованных 13,04 ± 1,65) лет. В результате обследования выявлено 83 человека (13,36 % от общего количества учащихся), систематически уклоняющихся от учёбы. В зависимости от количества пропущенных занятий подростки разделены на две группы:

• «Истинные прогульщики»: 37 человек (44,58 % от общего количества пропускающих занятия), средний возраст 14,14 ± 1,2 года, 21 мальчик, 16 девочек. Из них отсутствовали в школе 4 недели подряд 3 человека, 3 недели подряд – 7 человек, 2 недели подряд – 10 человек, от 7 до 13 дней подряд – 17 человек. Большинство обследуемых пропускали занятия от одного до нескольких раз в год, продолжительностью не менее 7 дней подряд. Среднее число дней прогулов в год составило 24,5 дня.
• Группа риска: 46 человек (55,42 % от общего количества пропускающих занятия), средний возраст 13,25 ± 1,6 года, 31 мальчик, 15 девочек. Подростки отсутствовали на занятиях больше двух, но меньше семи дней подряд. Число дней прогулов в год составило в среднем 5,41 день.
• Контрольная группа: 117 человек, регулярно посещающих школу, средний возраст 13,08 ± 1,8 лет, 59 мальчиков, 58 девочек.

В контрольной школе обследованы 415 человек – 211 мальчиков, 204 девочки; средний возраст обследованных 13,25 ± 1,35 лет. В результате обследования выявлено 48 подростков, пропускающих занятия (11,56 % от общего количества учащихся). Средний возраст 13,05 ± 1,6 лет, 22 девочки, 26 мальчиков. Среднее число дней отсутствия в школе за 2004 год составило 15,2 дня. Подростки контрольной школы, где программа психосоциальной реабилитации, клиническое обследование и комплексное тестирование не проводились, были включены в исследование с целью сравнительного изучения динамики систематических пропусков занятий и социальной адаптации в ходе катамнестического исследования через 2 года (в 2007 году). При предварительном сравнительном изучении показателей успеваемости, социального статуса и уровня благополучия школьной ситуации пропускающих занятия подростков обеих школ статистических различий выявлено не было.

Методы исследования
Клинико-психопатологический метод: беседы и консультации психиатра с подростками, родителями и педагогами до и после проведения программы психосоциальной реабилитации; занятия по программе психосоциальной реабилитации с подростками, пропускающими занятия, психообразовательные семинары для родителей и педагогов.

1. Клинико-психологический метод: комплекс психологических тестов для определения личностных и микросоциальных особенностей – факторов риска возникновения и развития школьной дезадаптации, а также мишеней дальнейшей психопрофилактической работы:
• опросник «Strenghts and Difficulties Questionnaire» (SDQ) – «Сильные стороны и трудности» Goodman (1997);
• социо-демографическая анкета для подростков и опросник для учителей («Questionnaire for Assessment of the Family and School Situation (QAFSS), разработанные Т.Н. Дмитриевой и Seif El Din (2003) специально для данного исследования;
• шкала депрессии Т.И. Балашовой (1992 г);
• опросник депрессии у детей (CDI), разработанный Maria Kovacs (1992);
• шкала тревожности, разработанная А.М. Прихожан (1989);
• патохарактерологический диагностический опросник для подростков А.Е. Личко (1970) с целью диагностики наличия и типа акцентуации характера у подростков.;
• тест Тулуз – Пьерона (1983) – один из вариантов «корректурной пробы», разработанной Бурдоном в 1895 году;
• опросник для исследования качества жизни подростков ILK (das Inventar zur Erfassung der Lebensqualitat bei Kindern und Jugendlichen), разработанный F. Mattejat и H. Remschmidt (1998);
• опросник «Школьная ситуация», разработанный В.К. Зарецким и А.Б. Холмогоровой специально для данного исследования;
• опросник «Стили эмоциональной коммуникации в семье», разработанный А.Б. Холмогоровой (2006).

2. Клинико-катамнестический метод: сравнительное динамическое исследование социальной адаптации подростков обеих школ с целью оценки отдалённых результатов программы психосоциальной реабилитации и вариантов динамики школьной дезадаптации, проведённое через два года после завершения психопрофилактической программы (в 2007 году).
3. Статистические методы: при сравнении групп использовались критерий Манна-Уитни для независимых выборок и Т-критерий Вилкоксона для зависимых выборок. Программный пакет SPSS for Windows, Standart Version 11.5, Copyright © SPSS Inc. 2002.

При клинико-психопатологическом анализе нарушений у пропускающих занятия подростков мы пользовались понятием донозологического нервно-психического расстройства [9], отражающего «психические и поведенческие расстройства, не отвечающие в полной мере диагностическому алгоритму принятой классификации психических и поведенческих расстройств». Личность, страдающая подобным расстройством, часто входит «в противоречие с социально-средовыми условиями, требованиями, следствием которых являются различные варианты дезадаптации с феноменами психогенных расстройств» [9]. Донозологические формы нервно-психических расстройств широко выявлялись при диагностике гиперкинетических расстройств и расстройств поведения. Допороговыми являлись такие состояния, когда присутствовала недостаточность критериев гиперактивности, дефицита внимания или нарушений поведения, или они выявлялись лишь в единственной ситуации (дома или в школе).
По результатам клинического исследования, в группе «истинных прогульщиков» 43,40 % подростков имеют следующие психопатологические отклонения: гиперкинетические расстройства (наиболее часто встречающиеся), органические астенические расстройства (сопутствующий диагноз), расстройства поведения, адаптации и социального функционирования, лёгкие депрессивные расстройства; а 21,6 % – донозологические формы данных расстройств или поведенческие и соматические депрессивные эквиваленты. В группе риска таких подростков соответственно 43,50 % и 47,80 %.
Подростки без гиперактивности и нарушений поведения, страдающие в основном расстройством адаптации и социального функционирования, чаще имеют сопутствующие соматоформные вегетативные дисфункции (от 4 до 9,5 %). Можно предположить, что у этих подростков депрессивное настроение, тревога и беспокойство тесно связаны с жизненными событиями, трудностями и конфликтами и проявляются как в виде эмоционально-поведенческих нарушений, так и в форме соматических симптомов.
В результате клинико-психопатологического анализа групп пропускающих занятия подростков констатированы донозологические проявления следующих расстройств (табл. 1).
Были выявлены следующие поведенческие и соматические эквиваленты депрессии (табл. 2).
Изучение личностных особенностей подростков проводилось с использованием патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко (1994). Как известно, акцентуации характера являются одним из факторов, способствующих развитию психопатологических расстройств. В контрольной группе выявлено 21,35 % подростков с акцентуациями характера; наиболее часто встречающаяся акцентуация – эпилептоидная. В группе «истинных прогульщиков» 37,82 % подростков имеют следующие основные акцентуации характера: гипертимная, эпилептоидная и шизоидная. В группе риска акцентуации характера выявлены у 30,44 % подростков; основные из них: эпилептоидная, гипертимная, психастеническая, неустойчивая и истероидная. В группах пропускающих занятия обнаружен больший разброс типов акцентуаций характера, чем в группе контроля: кроме отмеченных выше, встречаются астено-невротический, неустойчивый и лабильный типы.
Здоровые подростки – таких было выявлено 35,13 % в группе «истинных прогульщиков» и 8,70 % в группе риска – объясняли свои прогулы отсутствием интереса к школьным предметам, усталостью, нарушением контактов с педагогами вследствие их некорректного отношения к учащимся, наличием интересов и увлечений вне школы. У некоторых подростков имелись реальные планы на будущее: учёба и работа по интересующей их специальности. Эмоциональные отношения в семьях этих ребят были достаточно тёплыми и доверительными, родители понимали сложившуюся ситуацию.
В группе «истинных прогульщиков» 90 % подростков имели оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». В группе риска таких подростков выявлено 84,77 %, тогда как в контрольной группе 36,75 % подростков имели оценку «удовлетворительно»; подростков с оценкой «неудовлетворительно» выявлено не было.
Достоверно больший процент пропускающих занятия подростков по сравнению с контрольной группой проявляли агрессию по отношению к сверстникам (24,33 % в группе «истинных прогульщиков» и 17,40 % в группе риска; в основном это были дети, страдающие гиперкинетическими расстройствами, расстройствами поведения и органическим расстройством личности), а также сами являлись объектами агрессии (18,92 % в группе «истинных прогульщиков» и 26,08 % в группе риска); это были дети с гиперкинетическим, и оппозиционно-вызывающим расстройствами, расстройствами адаптации и социального функционирования, истерическим расстройством личности. В контрольной группе таких детей было соответственно 0 и 4,30 %.
У пропускающих занятия, особенно у «истинных прогульщиков», мы выявили достоверно более отрицательное отношение к учёбе, больше трудностей в учёбе, связанных с непониманием пропущенного учебного материала, который трудно освоить самостоятельно. Они не получали помощи ни от родителей, ни от педагогов, с большинством из которых у прогульщиков сложились плохие отношения (рис. 1).
В семьях пропускающих занятия выявлены эмоциональная напряженность и негативизм детско-родительских отношений в сочетании с желанием сохранить видимость внешнего благополучия. Детям предъявляются требования без учёта и понимания природы их психопатологических нарушений. Подростки испытывают тревогу, фиксируются на собственных проблемах, не имея реальной возможности справиться с ними. Возможно, прогулы являются способом пассивного протеста или ухода от сложившейся в школе и семье тяжёлой ситуации и связанных с ней отрицательных эмоций.
У «истинных прогульщиков» и детей группы риска выявлены достоверно более высокие показатели поведенческих нарушений и низкие показатели просоциального поведения, что свидетельствует о трудностях социальной адаптации. Эти подростки реже и менее охотно участвовали в классных мероприятиях, чем дети из группы контроля, им не нравилась организация досуга в школе.
В целом, для пропускающих занятия характерны нарушения поведения, повышенная гиперактивность, нарушения внимания, снижение успеваемости, нарушения отношений с педагогами. Поведенческие нарушения и снижение успеваемости могут являться как причиной, так и следствием пропусков занятий.
На основании проведённого исследования были выделены следующие мишени психотерапевтической работы:

• эмоциональные нарушения у подростков;
• отсутствие у них навыков эмоциональной саморегуляции;
• отсутствие у родителей и педагогов понимания эмоциональных проблем подростков;
• незнание родителями и педагогами методов позитивного воспитательного воздействия.

В настоящей работе использовался международный опыт психосоциальной реабилитации (в частности – рекомендации бразильского детского психиатра Л. Роде [16] и американского психолога П. Йенсена [15]). Внимание педагогов и родителей акцентировалось на таких проблемах, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, расстройства поведения, расстройства социального функционирования. Подчёркивалась частая связь эмоциональных проблем, тревоги, депрессии и нарушений поведения у детей и подростков.
Мероприятия, проводимые в экспериментальной школе в рамках программы психосоциальной реабилитации, подразделялись на две группы:

а) общие (психообразовательные беседы по проблемам тревоги и депрессии, гиперактивности и расстройств поведения) – для родителей всех учащихся среднего звена;
б) целенаправленно ориентированные на родителей пропускающих занятия и педагогов.

В рамках первой группы мероприятий были проведены три лекции для родителей учащихся среднего звена по проблемам тревоги и депрессии в детско-подростковом возрасте и основным позитивным воспитательным техникам.
Вторая группа мероприятий была ориентирована на пропускающих занятия подростков, их родителей и педагогов. Были проведены два семинара с педагогами, распространены шесть информационных писем для родителей по основным признакам тревоги и депрессии, осуществлялись регулярные встречи и телефонные контакты родителей прогульщиков со специалистами.
Родителям и педагогам подробно разъяснялись симптомы тревоги и депрессии у детей и подростков, их причины и связанные с ними поведенческие нарушения. Среди признаков депрессивного состояния назывались такие, как нарушение настроения (грусть, раздражительность), потеря предшествующих интересов и увлечений, нарушение сна и аппетита, снижение активности, чувство вины, ощущение бессмысленности и безнадежности, суицидальные мысли. Подчёркивалось, что признаками повышенной тревожности у подростков могут быть вегетативные нарушения (сердцебиение, одышка, головные боли, слабость, неприятные ощущения в животе, затруднения при глотании), раздражительность, ухудшение памяти и внимания, страх смерти. Родителям предлагалось отслеживать наличие подобных признаков у детей. В индивидуальных беседах с родителями прогульщиков мы старались прицельно изучить причины пропусков занятий и разработать конкретные психопрофилактические мероприятия на уровне семьи.
Перед педагогами и родителями были поставлены следующие задачи с формулированием соответствующих рекомендаций:

1. Установление контакта с подростком с целью лучшего понимания его трудностей, слабых сторон и причин поведенческих нарушений.
2. Использование при общении с подростками чётких и ясных положительных (без употребления частицы «не») формулировок, доброжелательных интонаций, установление зрительного контакта.
3. Игнорирование нежелательного поведения и подкрепление желательного с помощью определённых методов поощрения: например, уделять ребёнку больше внимания, проводить с ним свободное время, что-то позволять ему в качестве дополнительных привилегий.
4. Обязательное подчеркивание реальных положительных качеств, сильных сторон личности подростка.

Родителям давались конкретные рекомендации о том, как в семье следует реагировать на проблемы ребенка. Предлагалось выслушивать проблему, заявленную ребёнком, не перебивая его и не вмешиваясь попутно с собственными комментариями. Родителям предлагалось помогать детям в определении возникающих у них «отрицательных» мыслей и возникающих вслед за ними чувств, с последующей заменой их на «положительные», конструктивные, более реалистичные и адаптивные. Далее предполагалось коллективное обсуждение сути проблемы и способов её решения с использованием приёмов «активного слушания».
Мы напоминали родителям о том, что подростки предпочли бы услышать не совет или готовую рекомендацию, а быть услышанными и понятыми. Этим родители могли бы дать понять своим детям, что с ними всё в порядке, что они (подростки) в состоянии сами справиться со своими проблемами и управлять собственным поведением, что в семье их считают состоявшимися личностями, любимыми и достойными [11].
Педагогов, помимо аналогичного обучения позитивным воспитательным техникам, мы ориентировали на то, что они могут довести до сведения родителей информацию о причинах проблемного поведения подростков и рекомендовать им обратиться к специалистам – психиатрам и психологам – для ранней коррекции поведенческих нарушений и профилактики дальнейшей школьной дезадаптации.
В работе с подростками использовались методы когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Занятия проводились с группами от трёх до пяти подростков (обычно из одного класса) два раза в неделю в течение трёх месяцев (с перерывом на весенние каникулы). Всего было проведено двадцать занятий, длительность одного занятия составляла 45 минут (урок). Мы обучали подростков способам распознавания и отслеживания собственных эмоций и мыслей – позитивных и негативных. Акцент делался на «отрицательных» мыслях и их влиянии на чувства и поступки. Целью обучения подростков являлось не только отслеживание негативных мыслей, но и умение менять их на позитивные с целью уменьшения симптомов тревоги и депрессии и коррекции собственного поведения. Согласно центральному положению когнитивной психотерапии симптомы ситуационной тревоги и депрессии являются следствием «отрицательных» автоматических (плохо осознаваемых) мыслей о себе и дефицита навыков их активного устранения. Поэтому основная задача работы заключалась в развитии навыков эмоциональной саморегуляции на основе развития способности фиксировать, оценивать и перестраивать автоматические мысли негативного содержания. Подобные навыки призваны также улучшить социальные отношения подростков.
После первичного знакомства подростков с основными симптомами тревоги и депрессии и объяснения им того факта, что в подростковом возрасте подобные состояния часто сопровождаются поведенческими нарушениями, мы предлагали участникам занятий дома в течении семи дней вести дневник, где они отмечали бы основные негативные и позитивные мысли, возникающие в течении дня, а также эмоции и поступки, которые следуют за этими мыслями. Подростки отслеживали, как реагирует их тело, какие изменения в самочувствии вызываются «отрицательными» мыслями и как меняются телесные ощущения при переходе к позитивным мыслям.
Далее подросткам предлагалось при появлении неконструктивных «отрицательных» мыслей («у меня ничего не получится», «я хуже всех» и т. п.) перестравать их в опоре на положительный опыт, то есть находить в себе реальные «хорошие» черты, поступки, вспоминать радостные ситуации и «переживать» их ещё раз. При появлении проблемы нужно было, прежде всего, признать её наличие и изучить её: когда, как и почему возникла проблема, в чем её суть, зависит ли её решение от самого подростка. Далее подростку предлагалось разработать несколько планов её решения (не менее пяти вариантов) и выбрать наиболее подходящий, по его мнению, вариант, воплотить его в жизнь и оценить результат. Если проблема не разрешалась, ему предлагалось попробовать следующий вариант. В любом случае подросток должен сказать себе: «Я проделал хорошую работу»; «Я попробовал этот вариант и должен попробовать что-то ещё». Так мы учили подростков более гибко реагировать на жизненные ситуации и брать на себя ответственность за свои решения и поведение.
Таким образом, программа психосоциальной реабилитации носила комплексный характер и была направлена:

1. На изменение социальной ситуации развития подростков путём изменения отношения к ним родителей и педагогов в направлении большего понимания и поддержки.
2. На коррекцию эмоционального состояния самих подростков и развитие у них навыков эмоциональной саморегуляции.

Результаты контрольного тестирования в 2005 году (через год после проведения программы) показали, что у 75,70 % «истинных прогульщиков» и у 74,00 % подростков с донозологическими формами расстройств, а также имеющих соматические и поведенческие депрессивные эквиваленты, при условии активного участия родителей в программе значительно снизились уровни тревоги и депрессии, произошла коррекция поведенческих расстройств и появилась критика к ним, улучшилось эмоциональное состояние родителей. Практически произошла редукция донозологических расстройств. В обеих группах пропускающих занятия снизилась частота нарушений настроения, сопровождающихся повышенной школьной и самооценочной тревожностью.
По сравнению с контрольной школой, где программа психосоциальной реабилитации не проводилась, достоверно большее число бывших прогульщиков успешно осваивают школьную программу, поступили в техникумы и высшие учебные заведения, реже заняты на неквалифицированных работах; меньшее число их осуждены, но несколько большее – наблюдается у психиатра (табл. 3).
В группе «истинных прогульщиков» число прогулов сократилось в 2 раза. В школе, где программа реабилитации не проводилась, напротив, частота пропусков занятий возросла с 15,2 дня до 17,5 дня. В обеих группах пропускающих занятия несколько улучшилась успеваемость: увеличилось количество подростков, успевающих на «хорошо» (46 % «истинных прогульщиков» и 39,13 % подростков группы риска); подростки стали проводить больше времени в школе, улучшились отношения с педагогами, родители стали больше помогать подросткам в учёбе. Указанные позитивные изменения можно увидеть на основе данных динамического исследования с помощью опросника «Школьная ситуация» (рис. 2, 3).
В семьях пропускающих занятия произошло снижение эмоциональной напряженности в детско-родительских отношениях как за счёт понимания родителями природы психопатологических нарушений подростков и возможностей их коррекции, так и за счёт коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств самих подростков. В обеих группах пропускающих занятия произошла «переоценка» подростками своих прежних дружеских связей, появилось более критичное отношением к своему окружению. Улучшились отношения с педагогами, повысился уровень просоциального поведения – как за счёт изменения социальных ориентиров самих подростков, так и благодаря коррекции требований и отношения взрослых.

Выводы
1. В основе возникновения и развития школьной дезадаптации в форме систематических пропусков занятий лежат различные индивидуальные и средовые факторы: комплекс психопатологических расстройств, определённые психологические качества личности подростков (повышенный уровень тревожности, снижение учебной мотивации, неспособность адекватной оценки себя в учебной деятельности), а также особенности реагирования на эти проблемы учителей и родителей.
2. Разработанный методический комплекс позволяет проводить диагностику факторов школьной дезадаптации и своевременно намечать задачи психосоциальной реабилитации. В качестве надежно выявляющего группу подростков со школьной дезадаптацией и особенно чувствительного к позитивным изменениям в процессе психосоциальной реабилитации зарекомендовал себя опросник «Школьная ситуация», разработанный В.К. Зарецким и А.Б. Холмогоровой.
3. Разработанная программа психосоциальной реабилитации привела к существенному снижению проявлений школьной дезадаптации: возрос уровень критики пропускающих занятия к своим поведенческим и эмоциональным нарушениям, уменьшилось число прогулов, повысилась успеваемость и просоциальная направленность поведения, снизился уровень эмоциональных нарушений. Динамика клинической симптоматики характеризуется редукцией донозологических и существенным снижением выраженности психопатологических расстройств.

Литература
1. Батыгина Г.З. Школьная дезадаптация как этап формирования социальной дезадаптации у подростков с депрессивными расстройствами. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции. М.: 1996: 42-43.
2. Иовчук Н.М., Северный А.А. Что такое школьная дезадаптация? Социальная дезадаптация детей и подростков: причины, проявления, преодоление. М.: 1995; 22 – 30.
3. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984; 4: 89-95.
4. Казьмин С.А. Взаимосвязь нарушений поведения и стойкой неуспеваемости в массовой школе. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции. М.: 1996; 51-52.
5. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Акцентуации характера у подростков как причина школьной дезадаптации. Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Тезисы докладов. Ташкент: Медицина, 1984; 181-183.
6. Новикова Е.В. Зависимость школьной адаптации подростка от субъективного отражения отношения к нему в семье. Семья и личность. В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева. М.: МГУ, 1985; 2.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психологический институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2000; 304. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987; 240.
8. Сухотина Н.К. Нервно-психическое здоровье детей в аспекте школьной адаптации // Социальная и клиническая психиатрия. 1999; 9; 4: 34-38.
9. Сухотина Н.К. Типология донозологических форм нервно-психических расстройств у детей. М.: 2006.
10. Шац И.К. Клинико-психологические, социально-педагогические и коррекционные аспекты школьной дезадаптации при психических расстройствах у детей // Социальная и клиническая психиатрия. М.: 2003; 13: 2: 47-50.
11. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М.: 1997.
12. Astone N.M., McLanahan S.S. Family structure, residential mobility, and school dropout: a research note // Demography. 1994; 31: 575-584.
13. Dixon B.J. Peer acceptance and peer rejection outcomes of adolescents at risk for school dropout. Dissertation-Abstracts-International-Section-A:-Humanities-and-Social-Sciences. 1999; 59: 12-A: 4357.
14. Ensminger M.E., Slusarcick A.L. Paths to high school graduation or dropout: a longitudinal study of a first-grade cohort // Sociological Education 1992; 65: 95-113.
15. Jensen P., Bauermeister J., So C., et al. Helping Children and Youth with Behavioral and Emotional Problems/. Treatment Manuals, Task Force on Prevention of the Presidential WPA Program on Global Child Mental Health. 2004.
16. Soledade Graeff-Martins A., Oswald S., Comassetto J.O., Kieling Ch., Concalves R.R, Rohde L.A. A Comprehensive Intervention for the Prevention of School Dropout in Brazil. The Mental Heals of Children and Adolescents. An area of global neglect. A report from the World Psychiatric Association Presidential Programme on Child Mental Heals. Wiley: 2007; 195-200.

Категория : Статьи, Статьи1

Архив номеров

  • [+]2022
    • [+]February
      • Номер журнала / Issue № 1-2022 (Том / Vol. 20)
  • [+]2021
    • [+]December
      • Номер журнала / Issue № 8-2021 (Том / Vol. 19)
      • Номер журнала / Issue № 7-2021 (Том / Vol. 19)
    • [+]November
      • Клинический случай стимулирования эпителизации длительно незаживающих ран донорских участков путем местного применения бесплазменных лизатов тромбоцитов
      • Номер журнала / Issue № 6-2021 (Том / Vol. 19)
    • [+]October
      • Номер журнала / Issue № 5-2021 (Том / Vol. 19)
    • [+]August
      • Номер журнала / Issue № 4-2021 (Том / Vol. 19)
      • Медицинские аспекты отечественных инновационных технических и технологических возможностей дистанционной и контактной лучевой терапии в онкологии: наука – практическому здравоохранению
    • [+]June
      • Номер журнала / Issue № 3-2021 (Том / Vol. 19)
    • [+]April
      • Номер журнала / Issue № 2-2021 (Том / Vol. 19)
    • [+]March
      • Номер журнала / Issue № 1-2021 (Том / Vol. 19)
  • [+]2020
    • [+]December
      • Номер журнала № 11-12-2020
    • [+]October
      • Номер журнала № 10-2020
    • [+]September
      • Номер журнала № 8-9-2020
    • [+]July
      • Номер журнала № 6-7-2020
    • [+]May
      • Номер журнала № 5-2020
    • [+]April
      • Номер журнала № 4-2020
    • [+]March
      • Номер журнала № 3-2020
    • [+]February
      • Номер журнала № 1-2-2020
  • [+]2019
    • [+]December
      • Номер журнала № 11-12-2019
    • [+]October
      • Номер журнала № 10-2019
    • [+]September
      • Номер журнала № 8-9-2019
    • [+]July
      • Номер журнала № 6-7-2019
    • [+]May
      • Номер журнала № 5-2019
      • Проблема дифференциальной диагностики в общей медицине: шизотипическое расстройство с сенесто-ипохондрическим синдромом под «маской» урологической патологии
    • [+]April
      • Номер журнала № 4-2019
      • Изменения лейкоцитарных индексов при термической травме у детей
    • [+]March
      • Номер журнала № 3-2019
    • [+]February
      • Номер журнала № 1-2-2019
  • [+]2018
    • [+]December
      • Номер журнала № 12-2018
    • [+]November
      • Номер журнала № 11-2018
    • [+]October
      • Номер журнала № 10-2018
    • [+]September
      • Номер журнала № 8-9-2018
    • [+]July
      • Номер журнала № 7-2018
    • [+]June
      • Номер журнала № 6-2018
      • Применение растительных препаратов при лечении запора
    • [+]May
      • Номер журнала № 5-2018
    • [+]April
      • Номер журнала № 4-2018
    • [+]March
      • Номер журнала № 3-2018 (к XXV Российскому национальному конгрессу "Человек и лекарство")
    • [+]January
      • Номер журнала № 1-2-2018
  • [+]2017
    • [+]November
      • Номер журнала № 10-11-2017
    • [+]September
      • Номер журнала № 8-9-2017
    • [+]June
      • Номер журнала № 6-7-2017
    • [+]May
      • Номер журнала № 4-5-2017
    • [+]March
      • Номер журнала № 3-2017
    • [+]February
      • Номер журнала № 1-2-2017
  • [+]2016
    • [+]December
      • Номер журнала № 10-11-2016
    • [+]October
      • Номер журнала № 8-9-2016
    • [+]June
      • Номер журнала № 6-7-2016
    • [+]May
      • Номер журнала № 4-5-2016
    • [+]March
      • Номер журнала № 2-3-2016
    • [+]January
      • Номер журнала № 1-2016
  • [+]2015
    • [+]December
      • Номер журнала № 10-11-2015 (декабрь 2015)
    • [+]September
      • Номер журнала № 8-9-2015
    • [+]July
      • Номер журнала № 7-2015
    • [+]June
      • Номер журнала № 5-6-2015
    • [+]April
      • Номер журнала № 4-2015
    • [+]March
      • Номер журнала № 3-2015
    • [+]February
      • Номер журнала № 1-2-2015
  • [+]2014
    • [+]December
      • Номер журнала № 12-2014
    • [+]November
      • Номер журнала № 11-2014
    • [+]October
      • Номер журнала № 10-2014
    • [+]September
      • Номер журнала № 8-9-2014
    • [+]July
      • Номер журнала № 7-2014
    • [+]June
      • Номер журнала № 6-2014
    • [+]May
      • Номер журнала № 5-2014
    • [+]April
      • Номер журнала № 4-2014
    • [+]March
      • Номер журнала № 3-2014
    • [+]February
      • Номер журнала № 1-2-2014
  • [+]2013
    • [+]December
      • Номер журнала № 12-2013
    • [+]November
      • Номер журнала № 11-2013
    • [+]October
      • Номер журнала № 10-2013
    • [+]September
      • Номер журнала № 8-9-2013
    • [+]July
      • Номер журнала № 7-2013
    • [+]June
      • Номер журнала № 6-2013
    • [+]May
      • Номер журнала № 5-2013
    • [+]April
      • Номер журнала № 4-2013
    • [+]February
      • Номер журнала № 2-3-2013
    • [+]January
      • Номер журнала № 1-2013
  • [+]2012
    • [+]December
      • Номер журнала № 12-2012
    • [+]November
      • Номер журнала № 11-2012
    • [+]October
      • Номер журнала №10-2012
    • [+]August
      • Номер журнала № 8-9-2012
    • [+]July
      • Номер журнала № 7-2012
    • [+]June
      • Номер журнала № 6-2012
    • [+]May
      • Номер журнала № 5-2012
    • [+]April
      • Номер журнала № 4-2012
    • [+]February
      • Номер журнала № 2-3-2012
    • [+]January
      • Номер журнала № 1–2012
  • [+]2011
    • [+]December
      • Номер журнала № 12–2011
    • [+]November
      • Номер журнала № 11–2011
    • [+]October
      • Номер журнала № 10–2011
    • [+]August
      • Номер журнала № 8–9–2011
    • [+]July
      • Номер журнала № 7–2011
    • [+]June
      • Номер журнала № 6–2011
    • [+]May
      • Номер журнала № 5–2011
    • [+]April
      • Номер журнала № 4–2011
    • [+]February
      • Номер журнала № 2-3–2011
    • [+]January
      • Номер журнала № 1–2011
  • [+]2010
    • [+]December
      • Номер журнала № 12–2010
    • [+]November
      • Номер журнала № 11–2010
    • [+]October
      • Номер журнала № 10–2010
    • [+]September
      • Номер журнала № 9–2010
    • [+]August
      • Номер журнала № 8–2010
    • [+]June
      • Номер журнала № 6–7–2010
    • [+]May
      • Номер журнала № 5–2010
    • [+]April
      • Номер журнала № 4–2010
    • [+]March
      • Номер журнала № 3–2010
    • [+]January
      • Номер журнала № 1–2–2010
  • [+]2009
    • [+]December
      • Номер журнала № 12-2009
    • [+]November
      • Номер журнала № 11-2009
    • [+]October
      • Номер журнала № 10–2009
    • [+]August
      • Номер журнала № 8–9–2009
    • [+]June
      • Номер журнала № 6–7–2009
    • [+]April
      • Номер журнала №4-5-2009
    • [+]March
      • Номер журнала №3-2009
    • [+]January
      • Номер журнала №1-2-2009
  • [+]2008
    • [+]December
      • Номер журнала №12-2008
    • [+]November
      • Номер журнала №11-2008
    • [+]October
      • Номер журнала №10-2008
    • [+]September
      • Номер журнала №9-2008
    • [+]August
      • Номер журнала №8-2008
    • [+]July
      • Номер журнала №7-2008
    • [+]May
      • Номер журнала №5-6-2008
    • [+]April
      • Номер журнала №4-2008
    • [+]February
      • Номер журнала №2-3-2008
    • [+]January
      • Номер журнала №01-2008
  • [+]2007
    • [+]December
      • Номер журнала №12-13-2007
      • Номер журнала №14-2007
      • Номер журнала №15-16-2007
    • [+]November
      • Номер журнала №11-2007
    • [+]October
      • Номер журнала №10-2007
    • [+]September
      • Номер журнала №9-2007
    • [+]August
      • Номер журнала №8-2007
    • [+]June
      • Номер журнала №6-7-2007
    • [+]May
      • Номер журнала №5-2007
    • [+]April
      • Номер журнала №4-2007
    • [+]March
      • Номер журнала №3-2007
    • [+]February
      • Номер журнала №2-2007
    • [+]January
      • Номер журнала №1-2007
  • [+]2006
    • [+]December
      • Номер журнала №12-2006
    • [+]November
      • Номер журнала №11-2006. Спецвыпуск "Онкология"
      • Номер журнала №11-2006
    • [+]October
      • Номер журнала №10-2006
    • [+]September
      • Номер журнала №9-2006
      • Номер журнала №9-2006 "Педиатрия"
    • [+]August
      • Номер журнала №8-2006
      • Номер журнала №8-2006. Спецвыпуск "Урология"
    • [+]July
      • Номер журнала №7-2006
    • [+]June
      • Номер журнала №6-2006. Спецвыпуск "Педиатрия"
    • [+]May
      • Номер журнала №5-2006
    • [+]April
      • Номер журнала №4-2006
    • [+]March
      • Номер журнала №3-2006
    • [+]February
      • Номер журнала №2-2006. Спецвыпуск "Педиатрия"
      • Номер журнала №2-2006
    • [+]January
      • Номер журнала №1-2006
  • [+]2005
    • [+]December
      • Номер журнала №12-2005
    • [+]October
      • Номер журнала №10-11-2005
    • [+]September
      • Номер журнала №9-2005
    • [+]July
      • Номер журнала №7-8-2005
    • [+]June
      • Номер журнала №6-2005
    • [+]May
      • Номер журнала №5-2005
    • [+]April
      • Номер журнала №4-2005
    • [+]March
      • Номер журнала №3-2005
    • [+]February
      • Номер журнала №2-2005

Подписка на журнал

Оформить подписку

Партнёры

RSS Новости медицины

  • Умер Дин Дотри, основатель, клавишник и автор хитов группы Atlanta Rhythm Section 27/01/2023
  • "Транснефть - Сибирь" в 2022 году направила 979 млн рублей на обеспечение охраны труда 27/01/2023
  • Челябинские врачи удалили пациентке опухоль размером с бутыль для кулера 27/01/2023
  • В Москве пройдет юношеский чемпионат по созданию моделей машин на водородном топливе 27/01/2023
  • Комбат Ходаковский: ВСУ пытаются отрезать штурмовые отряды ВС РФ в Угледаре контратаками 27/01/2023
  • Рогов: Войска РФ в Запорожье ведут разведку боем и захватили стратегическую инициативу 27/01/2023
  • Mazda показала высококлассный интерьер нового CX-90 27/01/2023

Ключевые слова

pediatrics oncology онкология кардиология острый коронарный синдром реабилитация клинический случай пробиотики сахарный диабет clinical case probiotics endocrinology терапия rehabilitation pregnancy бемипарин surgery хроническая сердечная недостаточность internal medicine дети urology rheumatology neurology диагностика bemiparin инсульт неврология arterial hypertension гинекология prevention эндокринология cardiology урология diagnostics беременность инфаркт миокарда профилактика children хирургия treatment gynecology diabetes mellitus ревматология педиатрия артериальная гипертензия
ТРУДНЫЙ ПАЦИЕНТ
© 2023 Издательский дом "Академиздат"