Нарушения интеллекта у детей при йоддефиците: возможности коррекции
Л.А. Щеплягина*, Д.С. Надеждин*, П.И. Храмцов*, Е.Н. Сотникова**Л.М. Сухарева*, К.Э. Павлович*
*Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
** Центр образования № 1998 ЮАО, Москва
Йоддефицитные заболевания (ЙДЗ) – это патологические состояния, которые развиваются в условиях йодного дефицита и могут быть предупреждены при нормализации потребления йода (ВОЗ, 2001). В настоящее время проблема йоддефицита является глобальной прежде всего по уровню вовлеченных в нее людей и медико-социальных последствий для человека и общества.
В мире риску развития йоддефицита подвержено 2 млрд человек, в том числе 740 млн имеют эндемический зоб, 43 млн страдают умственной отсталостью вследствие йодного дефицита. Ежегодно у матерей с йодным дефицитом регистрируется более 30 тыс. мертворожденных (ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2001).
В России риск развития ЙДЗ имеет 98 млн человек (И.И. Дедов с соавт., 2001), в том числе имеют зоб 2 % детей до года, 20–30 % – дети 7–10 лет, 30–50 % – подростки, 30–50 % – беременные женщины (Л.А. Щеплягина, 1999).
В настоящее время достаточно четко описан спектр ЙДЗ (табл.1). В структуре болезней, обусловленных недостаточным потреблением йода, выделяют умственную отсталость, которая является одним из наиболее тяжелых проявлений йодного дефицита. Умственная отсталость в районах йодного дефицита развивается вследствие поражения центральной нервной системы (рис. 1).
Выделяют тяжелые формы умственной отсталости и пограничные формы снижения интеллектуального развития (рис. 2). Тяжелые формы развиваются на фоне кретинизма и в результате своевременно не леченного врожденного гипотиреоза. Кретинизм и сходные с ним неврологические нарушения являются наиболее тяжелым проявлением повреждения мозга на фоне йоддефицита.
Эндемический кретинизм характеризуется следующими чертами: эпидемиологической связью с выраженным дефицитом йода и эндемическим зобом; возможностью предотвращения этого тяжелого заболевания после устранения йодного дефицита. Частота встречаемости кретинизма в эндемических областях может достигать 15 %. Чаще этот показатель колеблется от 5 до 8 %.
Различают неврологический и микседематозный кретинизм. Независимо от формы кретинизма у всех больных наблюдается сходный спектр постоянных неврологических расстройств, хотя тяжесть и преобладание отдельных симптомов, а также общая степень нарушений могут значительно варьировать.
Клиника эндемического кретинизма широко представлена в специальной медицинской литературе.
Что касается пограничных форм нарушения интеллекта, то спектр их весьма разнообразен. Это чаще всего нарушения речи, снижение памяти, психологические проблемы, изменения эмоциональной сферы, трудности межличностных контактов, асоциальные формы поведения и др. Тяжесть повреждения мозга и степень нарушений интеллектуальной сферы зависит от того, на каком этапе онтогенеза ребенок испытывает йодный дефицит, и, конечно же, от степени его выраженности (рис. 1). При внутриутробном йодном дефиците в основном страдает слуховая, двигательная и другие функции головного мозга, что свидетельствует о поражении аппарата улитки, коры головного мозга и базальных ганглиев.
С точки зрения интеллектуального развития длительное время считалось, что йодный дефицит наиболее опасен на протяжении внутриутробного периода (10–18 неделя) и в первые три года жизни (завершение структурного созревания мозга).
В настоящее время доказано, что дефицит йода и тиреоидных гормонов неблагоприятно влияет на центральную нервную систему и интеллект во все возрастные периоды. Приводятся данные о том, что уровень IQ у населения йоддефицитных регионов на 10–15 % ниже, чем у лиц, проживающих в территориях с достаточным содержанием микроэлемента в биосфере.
В последнее время появились публикации, в которых описаны наиболее часто встречающиеся нарушения нервно-психического развития в раннем и дошкольном возрасте (табл. 2).
Большинство исследователей изучает показатели умственного развития с помощью вербальных методик или психологических тестов, что не позволяет дать в полной мере объективную, количественную характеристику основных составляющих познавательной сферы.
Разработка оригинальной психофизиологической аппаратуры (тестовые компьютерные системы (ТКС) – «Ритмотест», «Мнемотест», «Бинатест» и «Психомат») позволила количественно охарактеризовать важнейшие составляющие процесса познания: восприятие, внимание, память, психомоторную деятельность, аналитико-синтетические процессы (Е.В. Матвеев, Д.С. Надеждин, 1994). Разработанные в отделении психоневрологии НЦЗД РАМН (заведующая профессор О.И. Маслова) возрастные нормативы перечисленных показателей открыли возможность уточнить характер и структуру нарушений в познавательной сфере у детей, проживающих в йоддефицитных районах.
При сравнении полученных нормативов с фактическим состоянием процессов познания у детей в эндемичных по зобу регионах установлено, что на фоне йоддефицита отмечались существенно более низкие значения для таких показателей, как внимание, восприятие, память, оперативность аналитико-синтетических процессов, мелкая моторика (рис. 2). Доказано, что йодный дефицит на 15–44 % снижает познавательные функции у дошкольников и на 9–38 % – у школьников (Л.А. Щеплягина, Н.Д. Макулова, О.И. Маслова, 2002).
Поскольку познавательные способности у ребенка тесно взаимосвязаны с уровнем интеллекта человека, логично встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики нарушений когнитивных функций в условиях йодного дефицита. Существует две крупные градации методов йодной профилактики. Первая предусматривает массовую, групповую и индивидуальную, вторая – пищевую и медикаментозную формы. По сути, эти группы в определенной мере взаимообусловлены. Так, под групповой профилактикой обычно подразумевают пищевую профилактику (чаще с применением йодированной соли), под групповой или индивидуальной – медикаментозную. Суточная потребность в препаратах определяется ВОЗ (2001) (табл. 3).
Можно выделить такие виды йодной профилактики, как антенатальная (в период внутриутробного развития) и постнатальная (ранний возраст), которые важны для созревания анатомических и функциональных структур мозга.
Приводятся убедительные данные о том, что пренатальная профилактика дефицита йода оптимизирует рост, психомоторное развитие и снижает заболеваемость, в том числе обусловленную перинатальным поражением ЦНС. Вопрос о необходимости профилактики и коррекции дефицита йода у детей школьного возраста до последнего времени оставался дискуссионным. Работы F. Delange (2002) позволили по-новому взглянуть на эту проблему. В них были представлены аргументы в пользу проведения йодной профилактики у детей любого, в том числе школьного, возраста.
В настоящем исследовании оценивалась эффективность дотации калия йодида школьникам 7–9 лет, проживающим в условиях легкой степени йоддефицита.
Всего обследовано 100 человек 8–9 лет (начальная школа г. Москвы). Дизайн исследования заключался в разделении детей на две группы. В основную группу вошли дети с дефицитом потребления йода (медиана йодурии для группы равнялась 58 мкг/л). В группу сравнения были включены школьники с нормальной обеспеченностью йодом (медиана йодурии по группе – 105 мкм/л). Исследование когнитивного статуса обследованных детей предусматривало многостороннюю количественную оценку познавательной сферы и отдельных ее составляющих: внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, сенсомоторной деятельности, аналитико-синтетических процессов, оперативности принятия решений.
В итоге тестирования установлено, что на фоне дефицита йода в среднем 85 % детей имели отклонения тех или иных показателей интеллектуально-мнестической сферы. У школьников младших классов выявлена выраженная недостаточность по основным познавательным функциям. Дети имели «задолженность» в сфере внимания на 44 %, восприятия – на 30 %, в тонкой моторной сфере – на 17 %; темп мыслительной деятельности был снижен у них на 20 % по сравнению с нормой.
Степень выраженности когнитивных нарушений была выше у детей с дефицитом обеспеченности йодом.
После обследования детям с пониженной экскрецией йода с мочой (основная группа) назначали таблетированный фармакологический препарат Йодомарин 100, содержащий калия йодид, по одной таблетке (100 мкг йода) один раз в день в течение шести месяцев.
При обследовании через шесть месяцев установлено, что прием 100 мкг йода привел к нормализации йодной обеспеченности 85 % детей основной группы (медиана составила 120 мкг/л по группе в целом). В группе сравнения йодная обеспеченность в среднем не изменилась, хотя у некоторых детей выявлено умеренное снижение показателей йодурии. У детей, получавших дотацию йода, заметно улучшились все изучаемые показатели когнитивной сферы. Исключением было снижение функциональной лабильности зрительного анализатора, которая за счет утомления к концу учебного года отмечена у школьников обеих групп, но в большей степени у тех, кто не получал йодсодержащих таблеток.
По таким параметрам, как внимание, оперативность мышления, тонкая моторика, реакция на слово, звук (рис. 3), дети основной группы стали опережать школьников из группы сравнения.
В основной группе положительная динамика отмечена также по всем изучаемым показателям умственной работоспособности (рис. 4) и успеваемости. Средний балл, выставляемый педагогом ученику по результатам ответа или выполненного задания, повысился в основной группе после курсового приема препарата Йодомарин 100 (калий йодида) с 3,1 до 4,3. Дети в группе сравнения не улучшили успеваемость и имели преимущественно удовлетворительные оценки.
Таким образом, ежедневное, в течение полугода, применение 100 мкг йода в составе Йодомарин 100 (калий йодида) оказывает положительное влияние на состояние высших психических функций у младших школьников, что позволяет считать необходимым и оправданным осуществлять коррекцию йодного дефицита в школьном возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
-
Дедов И.И., Свириденко Н.Ю. Йоддефицитные заболевания в РФ // Вестник РАМН. 2001 (6). С. 3 –12.
-
Йоддефицитные заболевания у детей и подростков: диагностика, лечение, профилактика (научно-профилактическая программа Союза педиатров России) / Руководители: А.А. Баранов, И.И. Дедов. М., 2005. 44 с.
-
Щеплягина Л.А. Проблемы йодного дефицита // Русский медицинский журнал.1999. № 7 (11). С. 523–527.
-
Щеплягина Л.А., Макулова Н.Д., Маслова О.И. Йод и интеллектуальное развитие ребенка // Русский медицинский журнал. 2002. № 10 (7). С. 358–363.
-
The thyroid and Brain / ed.G.M.Escobar, J.V. Vijlder, U.Hostalek. 2002. 358 p.