Влияние диетотерапии на показатели состава тела у больных ожирением и сахарным диабетом 2 типа
И.А.Лапик, Х.Х.Шарафетдинов, О.А.Плотникова
НИИ питания РАМН, Москва
Использование биоимпедансного анализа позволяет разрабатывать индивидуальные программы лечебно-профилактического и здорового питания различных групп населения на фундаментальных основах диетологии.
Ключевые слова: диетотерапия, ожирение, сахарный диабет.
Influence of dietary treatment on body composition in patients with obesity and diabetes mellitus type 2
I.A.Lapik, H.H.Sharaphetdiniv, O.A.Plotnikova
Research Institute of Nutrition Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Bioempedance analysis allows creating individual programs for medioprophylactic and healthy nutrition for different groups of inhabitants.
Key words: dietary treatment, obesity, diabetes mellitus.
Сведения об авторах:
Лапик И.А. – e.mail: lapik_@inbox.ru
Ожирение – одно из наиболее распространенных хронических заболеваний в мире. В настоящее время в большинстве стран Западной Европы и США ожирением (ИМТ>30) страдают от 20 до 25% населения. Избыточную массу тела (ИМТ>25) в индустриально развитых странах имеет около половины населения [1, 3, 4]. Во многих странах мира за последние десять лет заболеваемость ожирением увеличилась в среднем в два раза. Отмечается рост ожирения и среди детей [2, 3, 6]. Ожирение у детей является важным прогностическим фактором развития ожирения у взрослых [11–13]. Метаболические и сердечно-сосудистые факторы риска, проявившись в детском возрасте, сохраняются во взрослой жизни, приводя к повышенному риску развития алиментарно-зависимых заболеваний и преждевременной смертности.
Ожирение входит в разряд основных медицинских проблем. Это связано с тем, что избыточное накопление в организме жировой ткани приводит к развитию таких заболеваний, как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, дислипидемия, атеросклероз, гипергликемия, синдром ночного апноэ, желчнокаменная болезнь, остеоартриты, подагра, репродуктивная дисфункция и некоторые онкологические заболевания.
Ожирение – самый мощный фактор риска развития сахарного диабета (СД) 2 типа. Согласно некоторым масштабным проспективным исследованиям, избыточная масса тела и ожирение, по оценкам составили приблизительно 65–80% новых случаев диабета 2 типа. А ведь сахарный диабет представляет для нас серьезную медико-социальная проблему, обусловленную высокой распространенностью данного заболевания, хроническим течением, высокой инвалидизацией больных и необходимостью создания системы специализированной помощи.
Таким образом, избыточное накопление жировой ткани является одной из основных причин, вызывающих эндокринные, обменные и другие хронические заболевания, сокращающих продолжительность жизни человека и оказывающих существенное влияние на качество жизни в целом. Поэтому основным прогностическим фактором служит контроль количественных характеристик состава тела.
Одной из основных задач в лечении больных с ожирением и СД 2 типа является снижение массы тела, ведь нормализация массы тела у данных больных не только затормаживает прогрессию диабета второго типа, но и предотвращает развитие грозных сосудистых осложнений, а всего этого можно достичь с помощью диетотерапии.
Цель нашего исследования – оценка эффективности влияния гипокалорийной диеты на показатели состава тела у больных с ожирением и СД 2 типа.
Материал и методы
В исследование включены 290 пациентов с ожирением I–III степени и СД 2 типа, средний возраст составил 49±13 лет, при этом у мужчин он был несколько меньше (46±8 лет), чем у женщин (50±10 лет). Пациенты были разделены на две группы: первая – с ожирением, а вторая – с ожирением и СД 2 типа. Исходный ИМТ в первой группе составил 42,1±0,6 кг/м2, а во второй группе – 41,6±0,6 кг/м2. На момент первичного обследования окружность талии (ОТ) составила 110,6±3,2 см, окружность бедер (ОБ) – 117,1±3,3 см, соотношение ОТ/ОБ – 0,95. Все пациенты в течение 3 нед получали стандартную гипокалорийную диету с энергетической ценностью 1500 ккал/сут, с физиологической квотой белка, ограничением жиров животного происхождения, поваренной соли, исключением легкоусвояемых углеводов, с обогащением витаминами и пищевыми волокнами. Уменьшение калорийности диеты достигали за счет включения в нее продуктов с низким содержанием жира. Количество углеводов было снижено за счет резкого ограничения или полного исключения быстро всасываемых (рафинированных) углеводов (сахар и кондитерские изделия, содержащие сахар), преимущественного использования сложных медленно всасываемых углеводов (зерновые, крупы, кроме манной крупы, овощи). Содержание растительной клетчатки было увеличено за счет включения овощей, фруктов, зерновых, диетических сортов хлеба. Общее количества жира в диете ограничивали за счет преимущественного использования низкожировых и обезжиренных продуктов (молоко и кисломолочные продукты, мясо, рыба и др.). Включение в диету продуктов животного (мясо, рыба, молочные продукты, яйца) и растительного (крупы, зерновые, бобовые, соевые продукты) происхождения, сочетание углеводсодержащих продуктов с растительными и животными белками позволило уменьшить повышение сахара в крови после приема пищи. Рацион обогащали витаминами А, Е, С, группы В за счет традиционных продуктов (фрукты, ягоды, овощи, отвар шиповника, растительные масла, орехи), а также регулярного применения поливитаминных препаратов.
До и после 3-недельного курса диетотерапии у всех пациентов исследовалась динамика антропометрических параметров (масса тела, ИМТ, ОТ, ОБ, соотношение ОТ/ОБ) и показателей состава тела (жировая масса, процент жировой массы, масса скелетной мускулатуры, тощая масса, общее количество воды в организме, внутри- и внеклеточная жидкость, масса белков и минеральных веществ) с помощью биоимпедансного анализатора «Inbody 720» (Корея) [9]. Приемлемая точность и высокая воспроизводимость результатов измерений, портативность оборудования, комфортность процедуры измерений для пациента и удобство автоматической обработки данных сделали биоимпедансометрию одним из наиболее популярных методов определения состава тела [5, 8, 10]. Данный метод основан на различии электрических свойств биологических тканей. БИА позволяет по электрическому сопротивлению оценить количественно различные антропометрические параметры (масса тела, ИМТ, ОТ, ОБ, соотношение ОТ/ОБ) и показатели состава тела (жировая масса, процент жировой массы, масса скелетной мускулатуры, тощая масса, общее количество воды в организме, внутри- и внеклеточная жидкость, масса белков и минеральных веществ). Продолжительность обследования в целом составляет 5 мин. Использование в устройстве анализатора переменного тока низкой амплитуды и высокой частоты не оказывает негативного влияния на здоровье пациента и позволяет проводить многократные исследования состава тела в процессе длительной реабилитации и контролируемого лечебного питания [7].
Все результаты исследования обработаны статистически с помощью программы SPSS и представлены в виде средних величин и стандартной ошибки средней (M±m). Оценка достоверности различий средних величин проведена с использованием t-критерия Стьюдента. Уровень значимости считался достоверным при p<0,05.
Результаты и обсуждение
В процессе диетотерапии наблюдалась положительная динамика в виде снижения массы тела в первой группе с 116,9±1,8 до 110,9±1,7 кг, а во второй группе – с 112,2±1,8 до 106,6±1,6 кг, снижения жировой массы в первой группе – с 56,3±1,1 до 51,7±1,1 кг, во второй группе – с 54,7±1,1 до 51,0±1,1 кг (табл. 1). Снизились и другие компоненты состава тела: висцеральный жир у пациентов с ожирением снизился с 224,9±4,5 до 209,4±4,7 см2; общая жидкость – с 44,6±0,7 до 43,6±0,7 кг, а у пациентов с ожирением и СД 2 типа также наблюдалось снижение висцерального жира с 237,6±4,2 до 226,8±4,3 см2. Отмечалось незначительное снижение внутриклеточной и внеклеточной жидкости в двух группах. Изменение содержания протеинов и минеральных веществ не отмечено. Все различия были статистически значимыми (все значения p<0,001).
В нашем исследовании рассматривались показатели состава тела отдельно у мужчин и женщин. В исследование были включены 224 женщины и 66 мужчин. Одной из причин такого количества женщин является то, что скорость обмена веществ (метаболизма) у женщин ниже, даже принимая во внимание различия в составе тела и в уровне активности. После диетотерапии и у мужчин, и у женщин наблюдалась положительная динамика в виде снижения массы тела у мужчин в среднем на 8 кг, а у женщин – на 5 кг; снижения жировой массы у мужчин в среднем на 6 кг, у женщин – на 4 кг (табл. 2). Отмечалось достаточное снижение висцерального жира, общей жидкости, а также незначительное снижение тощей и скелетной мышечной массы. Изменение содержания протеинов и минеральных веществ не отмечено. Все различия были статистически значимыми (все значения p<0,001).
Как известно, ожирение развивается в результате длительного нарушения энергетического баланса, когда поступление энергии с пищей превышает энергетические затраты организма, что приводит к избыточному накоплению жировой ткани в организме. Чем выше степень ожирения, тем больше в организме жировой массы, как видно из нашего исследования (табл. 3). После диетотерапии у пациентов с ожирением I–III степени наблюдалась положительная динамика в снижении жировой массы, висцерального жира, общей жидкости и незначительного снижения тощей, скелетной мышечной массы. Все различия были статистически значимыми (все значения p<0,001).
Таким образом, уменьшение калорийности диеты позволяет значительно снизить массу тела у больных с ожирением и СД 2 типа преимущественно за счет жирового компонента. Снижение массы тела у данных больных затормаживает прогрессию диабета 2 типа и предотвращает развитие грозных сосудистых осложнений. Применение же в настоящее время методов оценки состава тела является важным шагом совершенствования имеющейся медицинской технологии, направленной на раннюю диагностику и своевременную коррекцию неблагоприятных изменений состава тела: избыточное накопление жировой ткани, потеря мышечной массы, негативные изменения водного баланса. Значит, проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на коррекцию массы тела, или реабилитация пациентов с использованием различных вариантов диетотерапии должны осуществляться с обязательной динамической оценкой показателей состава тела.
Литература
1. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М., Креминская В.М. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний. М.: 2002.
2. Sjostorm L., Rissanen A., Andersen T. et al. Randomised placebo-controlled trial of orlistat for weight loss and prevention of weight regain in obese patients. European Multicentre Orlistat Study Group. Lancet. 1998; 352 (9123): 167–172.
3. Бутрова С.А. Савельева Л.В. Клинический опыт применения орлистата (ксеникала) у больных ожирением. Лечащий врач. 1999; 7: 32–36.
4. Демидова Т.Ю., Аметов А.С., пархонина Е.С. Ожирение – основа метаболического синдрома. Врач. 2002; 5: 28–31.
5. Дерябин В.Е, Петухов А.Б. Биоимпедансное изучение состава тела в норме и патологии пищеварительной системы. М.: 2004, 128.
6. Кэттайл В.М., Арки Р.А. Патофизиология эндокринной системы. М.: 2001.
7. Николаев Д.В., Смирнов А.В., Носков В.Б. Методические вопросы биоимпедансного анализа состава тела и баланса водных секторов. Диагностика и лечение нарушений регуляции сердечно-сосудистой системы: материалы 6-й научно-практ. конф. М.: 2004; 105–114.
8. Петухов А.Б. Биоимпедансометрический спектральный анализ: возможности и перспективы использования метода в практической диетологии. Вопр. питания. 2004; 2: 34–37.
9. Петухов А.Б., Маев И.В. Биоимпедансная спектроскопия в оценке состава тела организма. Рос. мед. журнал. 2002; 6: 47–50.
10. Eckerson J.M. Validity of bioelectrical impedance equations for estimating percent fat in males. Med. Sci. Sports. Exerc. 1996; 28: 4: 523–530.
11. Eriksson J. et al. Obesity from cradle to grave. International Journal of Obesity and Related Metabolic Disorders. 2003; 27: 722–727.
12. Lobstein T. et al. for the IASO International Obesity Task Force. Obesity in children and young people: a crisis in public health. Obesity Reviews. 2004, 5: Suppl. 1: 4–104.
13. Serdula M.K. et al. Do obese children become obese adults? A review of the literature. Preventive Medicine. 1993; 22: 167–177.